Игра как средство
воспитания дошкольников
Игра
для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное
время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению
норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность
ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него
следующее влияние:
· расширить кругозор;
· развивать психические процессы;
· удовлетворять детские эмоциональные и
интеллектуальные потребности;
· развивать творческие способности;
· учить взаимодействовать в социуме;
· формировать характер и отношение к
действительности;
· вырабатывать трудовые и познавательные
навыки.
Воспитательный потенциал игры
Воспитание
дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование
игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов.
Возможности игры в этом плане огромны.
Нормы поведения
Ребенку не нужно десять раз повторять правила поведения в
общественных местах, за столом, на празднике и т.д. Проще показать это на
примере игры и дать возможность попрактиковаться в их применении вплоть до
выработки устойчивого навыка.
Причем в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные,
так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных
форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются
нормой в нашем обществе. Таким образом у дошкольников формируются модели
правильного поведения.
Основы характера
Игра как нельзя лучше помогает вырабатывать у ребенка
такие черты характера как настойчивость, воля, желание победить. Особая роль в
этом отводится подвижным играм. Большинство из них носит соревновательный
характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого
подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников,
выработке основ здорового образа жизни.
Использование дидактических игр развивает у дошкольников
любознательность и интеллектуальную активность. Это повышает их
работоспособность и способствует совершенствованию познавательных процессов.
Социализация
В ходе игр у детей развивается умение действовать
целенаправленно, прикладывать общие усилия для получения результата, помогать
друг другу. Они взаимодействуют друг с другом, учатся устанавливать
продуктивные взаимоотношения.
Огромную роль оказывает игровая деятельность на
формирование коммуникативных компетентностей. Детям нужно научиться
договариваться, правильно формулировать свои мысли, пользоваться готовыми
речевыми шаблонами.
Как играть с ребенком
Относитесь к ребенку на равных. Не стоит допускать
сюсюканий. Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему
самому попробовать или включиться в совместную деятельность.
Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и
ребенок.
Не диктуйте правила игры! Тактично руководите ее ходом,
направляя действия ребенка в правильное русло.
Старайтесь использовать поменьше запретов и поощряйте
инициативу.
Предлагайте
различные виды игр.
Позволяйте использовать для игры предметы домашнего
обихода.
Создайте в доме игровой уголок, помогайте поддерживать в
нем порядок.
Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую
деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не
знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым
отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.
Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не
вместо него!
Комментариев нет:
Отправить комментарий